Схема с сатсанга: Бог, Сын и его творение, Дух и Душа
(За адаптированный рисунок по мотивам каракуль нашего Мастера спасибо Лене stuikoza !) :)))
Бог явил себя через три ипостаси: Отец, Мать, Сын (Разум, Ахам). (После того, как в части Сознания Сына возникла идея отдельности, и эта часть «заснула», сотворив миры сансары, появилась еще одна ипостась Бога — это Дух, как ответ на ошибку отдельности и возможность ее исцеления.) Бог един во всех ипостасях, и в каждой из них он не уменьшился и не был унижен. То есть Сын — это Бог — так же, как Мать и Отец и Дух. И все они пребывают в Безусловной Божественной Любви. Это всё изображено в верхней части схемы над горизонтальной чертой. И это истинная недвойственность.
У Сына Божьего, неотделимого от Бога, возникло благое намерение – он захотел иметь святые, чудесные, восхитительные ОТНОШЕНИЯ с Богом. Но отношения возможны только между чем-то отделённым друг от друга. И Сын в своём сознании создал иллюзию себя – Самоосознание (Ахам-вритти, мысль о себе, первое заблуждение). Мысль о себе — есть идея Себя, отделённого от Бога.
Идея отделённости заразила некую область Разума, создав линзу (горизонтальная черта), через которую всё стало восприниматься отдельным. Теперь в этой области Сын уже мог разгуляться вовсю и продолжал творить. Там он смоделировал отдельное Сознание как модель Матери и отдельное Осознание как модель Отца (верхняя часть области под чертой). Ментальный план таким образом был завершён: пустотное Осознание и наполненное Сознание, а за пределами их Самоосознание — как недвойственность того и другого.
Далее Разум реализовался на чувственном (астральном) плане в виде Личности (астрального тела), которое является причиной создания физического тела со всеми его качествами. Сознание реализовалось на астральном плане как совокупность всей полноты чувственных переживаний. А Осознание реализовалось как базовое чувство Я-есть, или, можно сказать, пустотность в чувственном выражении.
На физическом плане астральное тело реализовалось как физическое, наполненность — как физический мир (поскольку физический мир нам дан в ощущениях физического тела, то можно сказать что физический мир = ощущения, информация от органов чувств), а пустотность — как эго, привязанное к физическому телу.
Если рассматривать схему по столбцам, то правый столбец отражает реализацию Сына (от ментала к физике): Самоосознание – самочувствие – самоощущение. Средний столбец отражает реализацию Матери: наполненное Сознание – полнота чувственных переживаний – весь физический мир. Левый столбец это реализация Отца: пустотное Осознание – чувство Я-есть – эго.
И вот с появлением эго произошёл переворот. Эго, то есть вторичная по отношению к физическому телу структура, стало казаться первичным. Возникла иллюзия, что эго не привязано к телу как вторичная петля, существующая лишь в мозгу, а является реальным субъектом, воспринимающим само физическое тело, следствием которого оно является. Эго стало претендовать на владение телом, чувствами и мыслями. А картина мира перевернулась с ног на голову: физический уровень вышел на первый план, а всё остальное было названо его следствиями. Это материалистическое мировоззрение, мировоззрение человечества на текущий момент. На схеме это можно изобразить переворотом нижней части вверх ногами, при этом физический мир оказывается сверху, астральный посередине, а ментал — в самом низу. Бывают и другие искажения, например: астрал – физический – ментал (часто такое воззрение бывает у женского ума).
Поэтому возможны несколько пробуждений.
Первое – восстановление приоритета ментального плана. Это достигается практикой осознания, когда физическое тело вместе с эго включаются в картину мира и осознаются (поэтому на оригинальной схеме Дракона они зачёркнуты). Либо медитация Нисаргадатты на Я-есть, которая также переворачивает картину с головы на ноги.
Следующее пробуждение — к Самоосознанию, свободному от любого содержания (нирвикальпа-самадхи), либо к Сознанию, недвойственному своему содержанию (савикальпа-самадхи). Возможны разные варианты, в зависимости от способностей. Переживание любого аспекта может быть принято за переживание Бога.
И наконец, окончательное пробуждение от Самоосознания, то есть от сна о Себе отдельном.
Но в любом случае, шаг, на котором происходит возврат к первичности ментального плана, является необходимым. Без восстановления правильной картины мира невозможно Пробуждение. Причём, это должно быть не моделирование правильной картины мира, а именно переживание в опыте Разума — как причины всего физического мира. Для многих ищущих это первый шаг.
Теперь перейдём к самому главному, тому, что на схеме обозначено красным.
Во-первых, это явление Духа как четвёртой ипостаси Бога, появившейся в ответ на ошибку Сына. Отец не принял отдельное творение Сына, но увидел, что эта ошибка привела к созданию сансары, и поручил Духу досконально разобраться с этим творением. Задачей Духа стало вернуть Сыну взгляд на себя из истинной недвойственности и показать Сыну, каким Отец видит его, что Он не видит Сына отдельным и не видит вины.
Во-вторых, появление индивидуальной Души как манифестации Духа в двойственности (красный сектор в Сознании). Таким образом, в Сознании есть пробуждённая часть и это Душа, а всё остальное заражено идеей отдельности. И с одной стороны Душа находится в двойственности, а с другой – это единственный указатель на истинную НЕДВОЙСТВЕННОСТЬ, на ЦАРСТВИЕ БОЖЬЕ, поскольку Душа и Дух есть одно.
И именно в этом кроется ловушка. Если индивидуальное сознание достигло уровня переживания Самоосознания, недвойственного Сознанию и Осознанию, то система замыкается сама в себе. Больше некуда идти, всё видится как одномоментно возникающее и исчезающее, а Самоосознание за пределами пределов, и в то же время как Источник всего. Здесь нет страданий в привычном понимании слова. Здесь тотальная свобода, покой и самодовольствие Сознания.
Но Душа не принимает и никогда не примет этого! Её голос всегда будет говорить: здесь что-то не так! И здесь возможно искушение – навсегда забыть про этот голос, ибо есть опасность, что он снова вернёт к проживанию индивидуального сознания, всей его вины и страдания. Заглушить голос Души и пребывать в покое Сознания. Отсюда нет выхода, здесь сияет само Совершенство творения Сына, Совершенное Самоосознание.
Только одно способно вывести из самого первого сна Сына о себе самом. Только лишь тихий настойчивый голос Души, не согласной с тем, что предлагает Сознание. И это Милость… Потому что лишь тогда появляется возможность пробудиться от своей самой первой и главной ошибки — Самоосознания, и вернуться Домой. Из переживания Самоосознания остаётся всего один последний и самый трудный шаг: обратиться к Духу и спросить Его, видит ли он тебя таким же, как ты себя? Единственный ответ на это – НЕТ! Тогда задай свой последний вопрос, спроси Духа, как он видит тебя? И когда будет дан ответ, это и будет прозрение к тому, что ты всегда был на руках у любящего Отца единым с Ним. Сын прощает СЕБЯ за себя, самозамкнутое отдельное Сознание распахивается навстречу Богу, и в него вливается истинный Божий Покой, Божья Любовь и Божья Мудрость. И наконец-то ты прозреваешь, каким видит тебя Бог — самим Богом.